Прочитать орфографически это как

Прочитать орфографически это как

Точная, грамотная и выразительная речь в различных ситуациях общения, грамотное письмо, адекватное понимание чужой речи, владение разными видами чтения воспринимаются как признаки образованности и в значительной мере определяют общественную и профессиональную деятельность человека.

Анализ результатов экзамена показывает, что одним из слабых мест подготовки выпускников является низкая орфографическая грамотность. К концу школьного обучения орфографические умения не переходят в орфографические навыки грамотного письма: 58% выпускников допускают в небольшом тексте сочинения более четырех орфографических и пунктуационных ошибок.

Грамотность учащихся с каждым годом снижается.

Безусловно, причина здесь не одна: это и сокращение часов русского языка (если раньше в начальных классах уроки русского языка проводились ежедневно, то сейчас – 4 часа в неделю, в 8-м – 3 часа, в 9-м классе – 2 часа в неделю), и перенасыщенность программ. Ученики вплоть до выпускных экзаменов делают ошибки в словах с безударными гласными, а мы изучаем с ними, что такое средства языковой выразительности: оксюморон, парцелляция, метонимия, синекдоха и т.п. На формирование грамотности влияют и ошибки, которые встречаются в современных изданиях, на телевизионных экранах (кованные двери, серебрянный век); безграмотно написанных объявлениях, на вывесках, стендах (песчанный карьер, услуги эксковатора, не приемный день и др.) – все фиксируется в памяти ребенка.

И все же главная причина низкой орфографической грамотности наших учеников (приходится признаться) – несовершенство преподавания русского языка в школе.

В методике разрабатывается идея обучения правописанию сознательным путем: на основе определенных знаний, с опорой на правила. Именно в русле этого направления сложился школьный курс орфографии, в том числе его современный вариант. К сожалению, на практике мы убеждаемся, что знание правил не всегда ведет к орфографической грамотности.

Учителя русского языка, проработавшие в школе более 20 лет, вероятно, заметили, что в последние годы в 5-й класс приходят дети, не умеющие переносить слова с одной строки на другую, не умеющие делить слова на слоги. Определять количество слогов в слове умеют – по количеству гласных, а разделить слово на слоги не могут. Такие дети не могут читать по слогам. Это происходит потому, что в начальных классах отказались от слогового чтения. В погоне за скоростью чтения авторы программ и учебников ориентируют учеников на целостное восприятие слова, полагая, что таким образом ребенок быстрее овладеет навыками полноценного чтения. Но, по моим многолетним наблюдениям, многие ученики приходят в 5-й класс, по-прежнему не умея читать. Тогда зачем отказываться от слогового чтения, если совершенствованию техники чтения это не помогает, а вот овладению орфографической грамотностью вредит?

Известный русский ученый-методист Д.И. Тихомиров в книге «Чему и как учить на уроках родного языка в начальной школе» большое значение придавал слоговому чтению, «так как чтение по слогам есть чтение орфографическое». Орфографическое чтение – это побуквенное проговаривание слова: слово читается так, как оно написано. Когда ребенок читает по слогам, он читает так, как написано, то есть орфографически. (К сожалению, учителя в начальных классах требуют от первоклассника, который еле-еле читает по слогам, орфоэпического прочтения, что неправильно.)

Убеждена, что в первом классе необходимо как можно больше внимания и времени уделять слоговому, т.е. орфографическому, чтению. Тем более это очень важно, например, для наших детей, живущих в Самарской области, – здесь распространен среднерусский говор. Если северное наречие характеризуется различением о и а в безударных слогах, то для среднерусских говоров характерно аканье – черта южного наречия. Среднерусским говорам свойственна еще одна южнорусская черта – окончание в родительном падеже единственного числа существительных 1-го склонения: был у сестре, у маме. Из северного наречия к нам пришло стяжение гласных в окончаниях глаголов 3-го лица единственного числа: бегат, прыгат, играт.

Эти особенности среднерусского говора затрудняют формирование грамотности. Ребенок, вырастающий в такой языковой среде, с первых дней своей жизни слышит и учится произносить карова, малоко, вада и т.п. В первом классе он впервые видит орфографический облик слова, но его опять же заставляют произносить карова, малоко. А потом на уроках русского языка учитель будет советовать: «Диктуй себе сам». Он и будет диктовать так, как произносит, потому что, увидев однажды напечатанное слово, он его не запомнил, так как его изначально «нацелили» на то, чтобы забыть, как пишется. Читая целыми словами, ребенок не фиксирует в памяти орфографический образ слова, он выуживает из своего еще небогатого лексикона слово, которое привык произносить с детства. Слова варона, рамашка для него привычны и правильны, неестественными и неправильными кажутся ворона, ромашка. Вот почему очень важно сохранить в начальных классах слоговое чтение, то есть чтение орфографическое.

При орфографическом чтении работает не только зрительный анализатор, но и речедвигательный аппарат и слух, то есть при орфографическом чтении запоминание орфографического облика слова осуществляется тремя видами памяти – зрительной, слуховой и речедвигательной. Ребенок видит слово, слышит его и произносит так, как оно пишется. Согласитесь, вероятность запомнить правильное написание слова увеличивается втрое. Вот поэтому для формирования орфографической грамотности учащихся на уроках русского языка необходимо применять орфографическое чтение.

Бесспорно, орфографическое чтение надо начинать с первого класса и проводить его систематически на каждом уроке как русского языка, так и чтения. Но не поздно начинать и с пятого класса, и даже в старших классах этот вид работы дает ощутимый результат. «Учителя, практикующие этот вид работы, добиваются хороших результатов в обучении орфографии». (Блинов Г.И. Методика упражнений при обучении орфографии и пунктуации. Калуга, 1994.
С. 48.)

Орфографическое чтение я часто использую на уроках русского языка при выполнении любых упражнений. Текст упражнения можно прочитать орфографически перед выполнением задания или после, при проверке. На уроках литературы в 5–6-х классах отвожу от 2 до 5 минут на этот вид работы. Очень эффективны устные диктанты: учитель диктует предложение – ученик проговаривает его орфографически. При этом упражнении, во-первых, увеличивается объем памяти (ученик старается запомнить все предложение, а не одно-два слова, как в обычном диктанте). Во-вторых, тренируется речедвигательная память, работает слуховая. В-третьих, экономится время на уроке. В-четвертых, что самое главное, идет работа по формированию орфографической грамотности.

Еще один прием – орфографический диалог – способствует как формированию грамотности, так и развитию речи. Учитель или ученик задает вопрос «орфографически», собеседник отвечает также «орфографически». Можно составить диалог на определенную тему: «На экскурсии», «В музее» и т.п.

Известный учитель и методист В.П. Шереметевский (1834–1895) считал, что «слух и зрение – это два непримиримых врага в деле письма», орфографическое же чтение примиряет этих врагов – и слух, и зрение работают в этом случае вместе: видим – произносим – слышим.

В.П. Шереметевский считал, что надо учить правописанию, то есть развивать «память зрения», орфографическую зоркость, каллиграфию, орфографическое чутье и общий интеллектуальный уровень. Правила он считал бесполезными: их знание не обеспечивает грамотного письма.

В начале XX века было сформулировано очень важное для методики обучения орфографии положение о взаимодействии теории (правил) и практики (письма). Под пером профессора Е.С. Истриной оно приняло форму своеобразного афоризма: «Правило организует обучение письму, но оно само по себе не приводит к правильному письму: написание должно быть закреплено путем длительных упражнений, так чтобы оно стало навыком» (Бархин К.Б., Истрина Е.С. Методика русского языка в средней школе. М., 1935. С. 84).

Читайте также:  На что влияет пинг интернета

Хороший результат для развития «памяти зрения» дает упражнение «Фотоглаз». На доске столбиком записываются слова (это могут быть словарные слова, слова-синонимы и др.):

красивый
прекрасный
великолепный
изумительный
восхитительный
бесподобный
блистательный
поразительный
красный
алый
багровый
багряный
бордовый
пурпурный
пунцовый
кумачовый
подлинный
истинный
талант
искусство
искусный
режиссер
директор
кабинет
президент

Слова демонстрируются непродолжительное время (20–30 сек., в зависимости от количества слов), затем столбики закрываются. Ученики записывают то, что запомнили, потом проверяют запомнившиеся слова. Другой вариант этого упражнения: не записывая, просто проговорить орфографически.

Вариантом этого упражнения является игра «Молния»: слова с определенными орфограммами отпечатаны на отдельных карточках. Демонстрирую их быстро – 1–2 секунды, ученики записывают или проговаривают запомнившиеся слова. Такие упражнения очень хороши при закреплении изучаемых орфограмм.

В начальных классах для формирования полноценного чтения советую использовать зрительные диктанты Л.П. Федоренко. Принцип следующий: на доске записываются предложения. Каждое последующее предложение на 2–3 знака длиннее предыдущего. Каждое предложение поочередно демонстрируется 8–10 секунд, затем закрывается. Дети должны записать предложение, как запомнили. Следующее предложение длиннее предыдущего, а времени на него отводится столько же. В каждом диктанте по 5–6 предложений. Такие зрительные диктанты хорошо проводить и на уроках русского языка в среднем звене. Вот один из примеров такого диктанта:

2. Ударил мороз. (11 знаков)

3. Хорошо на улице. (13 знаков)

4. Мороз сковал речку. (16 знаков)

5. Детям весело, радостно. (19 знаков)

Такой диктант дается в самом начале этих упражнений. Следующий диктант начинается уже с большего количества знаков и так постепенно усложняется, включая сложные предложения, содержащие большее количество знаков и орфограмм.

1. Мы вошли в лес, освещенный лучами осеннего солнца. (41 знак)

2. Все остановились, пораженные яркой красотой леса. (42 знака)

3. Удивительно красивы клены, одетые в багряную листву. (44 знака)

4. На ветках паутина – вся в алмазных капельках утренней росы. (48 знаков)

5. Долго любуемся на тонкое кружево, сотканное мастером-пауком. (51 знак)

Все перечисленные виды упражнений способствуют не только формированию орфографической грамотности, но и совершенствованию скорости чтения.

При формировании грамотности очень важно развивать еще один вид памяти – рукодвигательную. Согласитесь, мы пишем, часто доверяя как раз этому виду памяти – пишем, как рука напишет, то есть механически. Нужен навык, «навык руки», то есть, как говорил Ф.И. Буслаев, «правописание должно находиться на кончике пера». Для тренировки рукодвигательной памяти использую такой вид работы, как списывание. В.П. Шереметевский считал, что орфография – «искусство графическое». А раз зрительные впечатления главные, то основным методом обучения должно быть списывание (разные его виды), соединенное с «корнесловным изучением слов», поскольку «орфография есть биография слова, кратко, но вразумительно повествующая о происхождении его».

В наших учебниках очень мало упражнений, в которых текст дается без пропущенных букв. И если ребенок не знает, какую букву вставить, то и напишет с ошибкой, то есть рука запоминает неправильное написание слова. С 6-го по 8-й класс я ввожу ежедневное списывание с книги. Дополнительно к упражнению, заданному на дом, ученики в отдельной тетради списывают тексты из сборника изложений Л.М. Рыбченковой, В.Л. Скляровой. В 9–11-х классах этот вид работы заменяется мини-сочинением. При тренировке рукодвигательной памяти рекомендуем не исправлять ошибку, зачеркивая букву. Слово лучше записать целиком в исправленном виде, чтобы запомнили глаз и рука. И обязательно помните правило, подтверждаемое психологами: «Небрежно написанные слова не запоминаются!».

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Орфографическое чтение, как способ обучения грамотному письму

Как показывают исследования А. Р. Лурия, Л. К. Назаровой и других на начальных ступенях обучения письму наряду со слуховым и зрительным анализом большое значение имеют речевые кинестезии (проговаривание) они позволяют более точно воспринимать речь.

В современной школе начинает забываться методика П. С. Тоцкого – учителя с большим стажем педагогической работы. В основе его работы – орфографическое чтение и артикуляционная память. Чтобы запомнить написание слова, ребёнок должен несколько раз повторить его вслух так, как оно пишется. Данная методика оказывает положительное влияние на грамотное письмо школьников, но не может считаться универсальным средством при обучении орфографии,т. к. в процессе проговаривания восприятие орфографического материала не связано с его теоретическим осмыслением. Многолетняя практика ряда учителей показывала высокую эффективность метода орфографического чтения.

Орфографическое чтение отличается от орфоэпического тем, что каждое слово произносится так, как пишется, и тем самым остается в памяти движений речевого аппарата. По утверждению П.С. Тоцкого дети легко осваивают орфографическое чтение и с самого начала хорошо отличают два вида чтения: читай, как пишем, и читай, как говорим. Орфографическое чтение можно начинать с любого текста на любом уроке, если ставится цель научиться правописанию слов. При орфографическом чтении каждый звук в слове соответствует букве, слово должно звучать отчетливо, что облегчает его восприятие и повторение.

При орфографическом чтении слово не должно распадаться на слоги, иначе оно потеряет цельность и не останется в памяти движений речевого аппарата. Опираясь на артикуляционную память, орфографическое чтение открывает широкую дорогу обогащению словарного запаса учащихся.

Орфографическое чтение в классе проводится чаще всего хором. Учитель читает слово или словосочетание, дети повторяют их точно в том же отрезке времени, не растягивая слова на слоги. Когда дети приобретут навыки чтения, можно проводить устный орфографический диктант. Учитель читает текст обычным чтением, а дети хором произносят слова, сочетания слов орфографическим чтением, т.е. так как пишут. Если в каком-то слове допускается ошибка, она становится заметна на фоне правильного звучания, тогда слово следует повторить.

Система работы по исправлению ошибок

Важное звено в обучении правописанию – самостоятельная работа учащегося над своими ошибками. “ Общий принцип исправления ошибок, – говорит Н.С. Рождественский, – сводится к тому, чтобы не парализовать самостоятельности учеников, чтоб ученики работали над своими ошибками. Учитель не столько даёт слова в готовом виде, сколько заставляет учеников размышлять и самостоятельно работать…”.

Приёмы самостоятельной работы учащегося над своими ошибками могут быть самыми разнообразными.

К сожалению, в практике не редко наблюдается такая организация работы над ошибками, которая мало способствует формированию у детей сознательных орфографических навыков. Работа над ошибками должна проводиться в определённой системе, и начинаться с формирования самостоятельного нахождения ошибок. В процессе обучения грамоте, учителю следует каждому ученику выдавать “волшебный квадрат”. Это квадрат лежит у ученика в тетради. Учитель поясняет, что квадрат будет обладать волшебной силой, если дети научатся им правильно пользоваться. Для этого квадрат накладывается на слово. Постепенно двигая его вправо, ученик открывает первый слог слова, потом второй и т.д. Таким образом, он легко обнаружит пропуск буквы. Квадрат как бы притормаживает движение глаза, не даёт ему скользить по строке, заставляет быть внимательнее. Этот простой приём даёт хорошие результаты.

В дальнейшем, когда заканчивается обучение грамоте, чтобы облегчить детям самостоятельную работу над ошибками, целесообразно познакомить их с памяткой “Работа над ошибками” В этой памятке даются указания о том, какие операции и в какой последовательности необходимо произвести работу над ошибкой. Особенно важно придерживаться указанной последовательности работы над ошибками. Это побуждает детей выполнять работу не наугад, а вдумчиво, на основе анализа материала.

Читайте также:  К какому виду графики относится редактор paint

Полезной формой работы над ошибками является цифровое обозначение орфограмм. Каждое правило в памятке “Работа над ошибками” имеет свой порядковый номер, но это не значит, что ученик должен его запоминать. Цифровое обозначение орфограмм с целью исправления ошибок используется следующим образом.

Учитель не исправляет, а лишь зачёркивает букву, которая записана неверно. Сверху ошибки ставиться цифра, обозначающая номер орфограммы в памятке. После проверочной работы, классной или домашней пропускаются две строчки и ставятся учителем печатные буквы “РНО”, что означает “работа над ошибками”. Ученик, пользуясь памяткой, по цифре определяет категорию своей ошибки и выполняет работу над ошибками строго по памятке. Каждую работу над ошибками учитель проверяет и оценивает, при этом учитывается, что правильность и точность исправления, служит показателем осознанности выполняемой работы.

Аналогичная работа проводиться при заполнении “дырок” в словах, которые вызывали затруднения. Например, выполняя проверочный диктант, учитель даёт установку, что можно делать “дырки”. Учащиеся, которые медлительные или быстро не могут определить вид орфограммы, или вспомнить проверочное слово, ставят пропуски, т.е. “дырки”. Пользуясь цифровыми обозначениями, сделанные учителем во время проверки, ребята в спокойной обстановке определяют категорию орфограммы, а после прописывают необходимые буквы.

Одним из приёмов работы над ошибками считаю, индивидуальный подход в исправлении ошибок при проверке письменных работ. У некоторых ребят ошибки не исправляются, а лишь зачёркиваются неверно написанные буквы. У других исправляются лишь трудные для них орфограммы. Для третьих, необходимо дать шанс самим найти ошибку по вынесенной красной точке перед словом или строкой, в которых были допущены ошибки. “Этот процесс творческий, трудоёмкий, отнимающий много времени, но такой труд окупается более высокой грамотностью”.

Самое важное в работе над ошибками – добиться того, чтобы учащиеся стремились избавиться от них. При отсутствии у детей такого стремления не будет успеха в повышении грамотности учащихся. Чтобы заставить ребят серьёзно относиться к своим ошибкам, и возбудить желание избавиться от них, можно дать возможность ребятам 1 класса писать не ручкой, а карандашом. Этот приём, предложенный Н. Зайцевым, даёт положительный результат.

Обобщив всё сказанное выше, система работы по исправлению ошибок строится следующим образом:

1)Использование “ Волшебного квадрата” при самостоятельном нахождении ошибок в 1 классе.

2)Использование цифрового обозначения орфограмм.

3)Дифференцированное исправление ошибок учителем.

4)Сочетание индивидуальных и фронтальных форм работы.

5)Заполнение пропусков в словах с “дырками”, пользуясь цифровым обозначением орфограмм.

6)Использование памятки в работе над ошибками.

Нет необходимости доказывать, что данные приёмы работы над ошибками, названные выше, активизируют мыслительную деятельность школьников, формируют у них умение сознательно применять изученные правила.

Успешность формирования навыка письма, и особенно почерк, во многом зависят от того, соблюдаются ли при письме основные гигиенические правила. Они не сложны, но чаще всего им уделяется внимание лишь на первых порах, а потом все сидят “как сидят” и ручку держат “как держится”. Конечно, научить ребенка правильно сидеть и правильно держать ручку — задача не из легких,-тем более, что к 5—б годам уже складывается определенная поза при рисовании и письме, часто неправильная, и неправильный способ держания ручки.

Выделяя последовательность того, ч ему надо научить ребенка перед тем, как начинать писать , следует подчеркнуть три основных момента:

1) научить ребенка соблюдать правильную позу при рисовании и письме;

2) научить ребенка правильно держать карандаш (ручку);

3) научить ребенка правильно координировать движения пальцев, кисти, предплечья, плеча при рисовании и письме.

Почему это так важно? Главное потому, что правильная поза, правильное положение ручки и правильная координация движений позволяют сформировать правильную технику письма, правильный графический навык, а значит, сделать письмо удобным, четким, быстрым.

Безусловно, писать можно и в не очень удобной позе, выворачивая постоянно немеющую руку и затекшее плечо, но тогда трудно говорить о качестве и скорости письма. Да и вряд ли можно надеяться, что при такой технике удастся не думать о том, как это делается.

Очень часто ребенок видит, что плохо пишет, и нередко это бывает связано с неправильной техникой письма, но сам не осознает этого, не знает и не понимает, какие именно движения более эффективны, просты и доступны. Не следует забывать, что исправить неправильную позу или неверную технику письма, к которой привык ребенок, не просто трудно, но чаще всего невозможно.

Все эти правила несложны, но освоить правильную посадку, способ держания ручки и технику письма возможно только при постоянном и направленном внимании взрослых (педагога, воспитателя, родителей). К сожалению, на практике постоянного и целенаправленного внимания к этим “мелочам” не получается. Сказывается и то, что нередко дети сидят за чересчур маленькими или не по росту большими столами, а ручку держат “как удобно”.

Следует подчеркнуть, что замечания взрослых, типа — “опять сидишь неправильно” или “неправильно держишь ручку”, а чаще — “плохо сидишь” и “плохо держишь ручку”, ничего не меняют, а главное — не могут изменить. Ребенок должен понимать и четко представлять себе, что значит хорошо, правильно и что именно неправильно, плохо. При этом нужно не только объяснить, как правильно, но и показать, найти вместе с ребенком наиболее удобный для него вариант правильной позы или правильного положения ручки. Важно также, чтобы ребенок понял и почувствовал удобство правильной позы и правильного положения ручки. Довольно часто при жалобах на плохой почерк ни учитель, ни родители не принимают во внимание лишь один элемент положения кисти: на какую часть кисти опирается рука при письме. Если не на мизинец, а на тыльную часть, то письмо становится неудобным, затруднено продвижение руки по строке, невозможно правильное положение ручки и т. п. Четкий (не говоря уже о красивом) почерк в этом случае просто невозможен.

Как надо сидеть при письме?

Менялись времена и люди, изменялись требования к письму, менялась мода на почерк (да, да, у каждого времени свой характерный почерк). Конечно, изменялась и поза при письме, и орудия письма. Еще в 1879 году французское гигиеническое общество опубликовало ряд правил по гигиене письма, которые не потеряли своего значения и сейчас. Вот эти правила:

1. Сидеть при письме прямо, не сгибаясь.

2. Держать оба локтя таким образом, чтобы они не опирались на стол или,в крайнем случае, опирались на него равномерно.

3. Придерживать тетрадь (бумагу) левой рукой (для пра-воруких).

4. Писать прямо, а наклон будет создаваться за счет наклонного положения тетради (бумаги).

Парта, стол и стул, за которыми сидит ребенок, должны соответствовать его росту. Стул можно поставить так, чтобы передняя правая ножка находилась на одной линии с краем стола, левая же должна отстоять на 7—10 см от линии края стола. Туловище следует держать прямо, не сгибая ни вперед, ни в стороны, не опуская плечи, оба плеча должны быть на одной высоте. Грудь не должна касаться стола (расстояние от стола до груди равно примерно ширине ладони). Ноги согнуты под прямым углом в бедрах и в коленях, опираются всей стопой на подставку для ног или на пол (рис. 6 А, Б). Голова должна быть слегка наклонена вперед, чтобы глаза находились на расстоянии 20— 30 см от тетради (бумаги). Для ребенка маленького роста это расстояние может быть чуть меньше. Впрочем, не обязательно измерять это расстояние линейкой, попросите ребенка сесть прямо, пусть он положит руки на стол (не опираясь локтями) и вытянет пальцы. У кончиков его пальцев должна лежать тетрадь при письме (и книга при чтении). Локти пишущего ребенка должны немного выступать за край стола и находиться на расстоянии около 10 см от туловища. Такая поза не только делает письмо удобным, но и позволяет сохранить работоспособность, предотвращает нарушения зрения и осанки.

Читайте также:  Плеер проигрывающий все форматы

Крышка парты (стола) во время письма должна быть наклонной. Это очень важно для охраны зрения и снижения утомления мышц шеи и спины. Наклонное положение позволяет видеть книгу, тетрадь под наибольшим углом зрения и наименьшем наклоне головы, а также значительно облегчает аккомодацию глаз при письме.

Итак, правильная поза при письме:

опираться спиной на спинку стула;

не опираться грудью на стол;

ноги держать прямо, стопы на полу или подставке;

туловище, голову, плечи держать ровно;

обе руки на столе, опираются о край стола, локти выступают за край стола (рис. б).

Однако правильная поза при письме это еще не все. Не менее важно, как лежит бумага, тетрадь. От ее положения зависит не только четкость почерка, но и возможность сидеть правильно. Попробуйте сами и вместе с ребенком положить тетрадь прямо перед собой, затем чуть сдвиньте ее вправо, чтобы нижний левый край тетради (листа бумаги) находился на середине груди, и вы легко убедитесь, что в первом положении (тетрадь лежит прямо) писать очень сложно. Второй вариант (наклонное положение тетради) позволяет не только правильно сидеть, но более легко и свободно передвигать руку по строке от начала к концу (рис. 7). По мере заполнения листа тетрадь продвигается вверх. Сначала левая рука поддерживает тетрадь снизу, а когда страница заполняется внизу — сверху.

Особое внимание следует уделить тому, как помочь научиться писать леворукому ребенку.

1. Леворукий ребенок нуждается в специальной помощи на начальных этапах обучения:

нужно особо зафиксировать внимание на право-левосторонней ориентации штрихов, иначе возможно зеркальное письмо;

особое внимание следует уделить направлению письма: слева — направо;

необходимо очень подробно и внимательно разобрать траекторию движений при письме каждого элемента (буквы);

очень подробно разобрать инструкцию вместе с ребенком;

несколько раз выполнить движение в замедленном темпе;

попросить ребенка “продиктовать” инструкцию взрослому, чтобы малыш еще раз осознал, что и как делать;

выполнить все задания в медленном темпе.

2. Поза леворукого ребенка должна обеспечивать достаточно свободное и удобное письмо (рис. 8):

ручка должна составлять одну линию с рукой;

рука при этом должна располагаться под линией письма;

особое значение для леворукого ребенка имеет положение ручки при письме. Леворукий ребенок должен держать ручку выше, чем праворукий,— на расстоянии примерно 4 см от кончика пера (стержня). При неправильных способах держания ручки четкое и правильное письмо затруднено; и руки бумага (тетрадь) располагается под наклоном (вправо) примерно в 20° и сдвинута влево от центра тела;

правая рука придерживает бумагу (тетрадь) в нужном положении и передвигает ее по мере необходимости;

свет при письме падает справа.

Одно из главных правил письма — свободное движение пишущей руки, и обеспечивается оно, прежде всего, тем, как человек держит ручку. Нужно, чтобы при письме сгибались и разгибались пальцы, производились вращательные и некоторые другие движения, одновременно, рука должна передвигаться слева направо от начала к концу строки. Все эти движения будут затруднены, если ручка зажимается чересчур сильно, прогнув указательный палец, держится вертикально или инвертирование (свободный конец ручки направлен от пишущего). Невозможны свободные движения при письме и в том случае, если рука опирается о стол тыльной стороной.

пятница, 9 апреля 2010 г.

Два вида чтения – орфографическое и орфоэпическое.

Произношение в русском языке часто не совпадает с написанием – и это одна из причин допускаемых детьми ошибок при письме.

Одно и то же слово может быть произнесено по-разному: орфографически и орфоэпически, то есть так мы пишем, и так, как мы говорим. Например, “помог ему” орфографически будет произнесено так же как и написано “ помог ему”. Орфоэпически в литературном языке это же слово произносится приблизительно так: “памок йиму”. Приблизительно потому, что произношение отдельных звуков в слове деформировано, и трудно уловить, какой на самом деле звук.

При орфографическом чтении темп замедлен, артикуляция работает с напряжением, четко произносится каждый звук в слове. Э тот вид чтения мы все прошли, обучаясь чтению и сопровождая шептанием про себя написание слов и предложений.

При орфоэпическом чтении картина меняется: чтение имеет цель передать мысли и чувства. Слова сливаются, отдельные звуки в словах неясны, нечетки, только ударный слог выделяется на фоне безударных. Скорость высокая, что немаловажно для передачи информации. К такой речи мы привыкли, она удовлетворяет нас в устном общении. К сожалению, орфоэпическое (выразительное) чтение – не помощник ребенку при диктанте и даже списывании готового текста. В заметке “Писать грамотно — не легко!” я называла одну из причин, допускаемых детьми ошибок при письме – неумение различать отдельные звуки, очередность звуков в слове. Так вот орфографическое чтение как раз и направлено на запоминание состава звуков в слове, на запоминание их последовательности, то есть на предупреждение пропуска и замены букв в словах при диктанте и списывании готовых текстов.

Тем более, п рактика показывает, что дети, хорошо владеющие орфографическим чтением, читают намного лучше, правильнее и обычным, орфоэпическим чтением. Значит, если мы научим ребенка читать орфографически, нам надо будет соединить два вида чтения вместе. А как это сделать? Очень просто: сначала читаем так, как пишем. Почему сначала? Потому, что при орфографическом чтении слова звучат предельно четко. Такое слово легко произносится, и оно остается в памяти ребенка. Но этот же текст или слово надо прочитать и по-другому, орфоэпически. Дети принимают это легко, как само собою разумеющееся:

“А как же правила?” – скажете вы. Правила – это теоретическая часть правописания, их применение необходимо. Но если перед написанием слово не будет произнесено орфографически, то часто не поможет ни шрифт, ни его размер, ни цвет букв, ни само знание правила. Хотя все это имеет значение.

Моторика, то есть движение руки, тоже не самое главное, что влияет на орфографию. Рука фиксирует уже готовое, приобретенное произношением. Поэтому дети, умеющие хорошо читать орфографически, пишут быстрее и свободнее. Важнейшим из всех рецепторов, информаторов сигналов является звук. Хорошо произнесенное слово перенимается слушателем тут же и копируется артикуляцией. Это самое экономное средство обучения грамотному письму. Звуковая графическая форма слова навсегда остается в памяти, если слово повторено многократно.

Это я постаралась дать понятие двух видов чтения: орфографического и орфоэпического. В следующий раз рассмотрим как обучать орфографическому чтению, поскольку два вида чтения, как видим, не мешают друг другу, а помогают одно другому.

Ссылка на основную публикацию
Протокол udp используется для
Чем отличается протокол TCP от UDP, простым языком Чем отличается протокол TCP от UDP, простым языком Чем отличается протокол TCP...
Программа для windows телевизор
Популярный проигрыватель для компьютера, который воспроизводит фильмы, аудио с множества телевизионных спутниковых каналов. Он проигрывает медиа в высоком качестве и...
Программа для айфона где находится человек
Современные телефоны iPhone – элегантные, многофункциональные и дорогостоящие устройства, которые пользуются высокой популярностью. И не только у покупателей, но и...
Протокол интернета версии 4 byfly
Главная Новости Рекомендации пользователям Настройка оборудования и ПО "Мультискрин" от Ростелеком Настройки маршрутизаторов для FTTB Технология FTTC (VDSL) Настройки ADSL...
Adblock detector