Разворот в разрыве разделительной полосы вне перекрестка

Разворот в разрыве разделительной полосы вне перекрестка

Излюбленная ловушка ГИБДД в действии

Разворот, за который вменяют лишение прав — одна из тех ситуаций, которые проще избежать, чем отстаивать потом свою правоту. Несмотря на многолетние дебаты о так называемом «развороте по малому радиусу», и признании его допустимым многими экспертами, ГИБДД и суды нередко наказывают водителей по всей строгости.

Как развернуться безопасно

Разворот — маневр сам по себе коварный. У автомобилей есть поворотник, но нет «разворотника», поэтому зачастую стоящие позади вас водители не могут понять, хотите ли вы развернуться или повернуть налево. Поэтому, когда вы разворачиваетесь по широкой траектории, нет-нет да и найдется человек, который захочет опередить вас слева, полагая, что вы тоже поворачиваете.

Зачастую для разворота удобнее так называемый «малый радиус», когда вы не объезжаете центр перекрестка, а поворачиваете сразу после выезда на него. Это и короче, и в некотором смысле безопаснее.

Если обе пересекаемые дороги не имеют разделительной полосы, то правила не оговаривают траекторию движения в пределах пересечения, поэтому разворот по малому радиусу не возбраняется. Однако ситуация меняется, если вы разворачиваетесь на дороге, имеющей разделительную полосу.

Фактор разделительной полосы

И начинается казуистика. Наличие разделительной полосы, которая подступает вплотную к пересечению проезжих частей, фактически, дробит перекресток на два пересечения. Да, так бывает: перекресток один, а пересечения два или, например, четыре.

В промежутках между пересечениями появляются зоны шириной с разделительную полосу, на которых есть четкое направление движения. И в этом случае при развороте по малому радиусу вы некоторое время (иногда крайне незначительное) движетесь по встречной полосе. Проще говоря, в апексе разворота ваш автомобиль смотрит в лоб машинам, которые стоят на пересекаемой проезжей части.

И вот эту часть маневра сотрудники ГИБДД и суды нередко трактуют, как незаконный выезд на полосу встречного движения.

Тонкости разворота «по малому»

Есть две однозначные ситуации, которые трактуются всеми одинаково. Первая — это когда разделительная полоса не доходит до пересечения проезжих частей, образуя промежуток, достаточный для разворота. Если в данном месте нет пешеходного перехода, то разворот без выезда на пересечение разрешен. Более того, чаще всего разделительную специально «оттягивают» от перекрестка, чтобы обеспечить место для разворота, или делают в ней разрыв, обозначенный соответствующими знаками.

Вторая однозначная ситуация — когда на перекрестке есть сплошная линия разметки. В этом случае разворот по малому радиусу будет трактоваться как однозначная езда по встречной полосе там, где это запрещено разметкой. Поэтому на таких перекрестках при развороте необходимо огибать фрагмент сплошной линии по широкой траектории.

Неоднозначный разворот

А если сплошной линии нет или ее не видно? В этом случае мнения экспертов расходятся, и трактовок такого маневра несколько. Например, одно время его пытались представить как два следующих друг за другом поворота налево, в результате которых на выезде с пересечения проезжих частей вы оказываетесь на встречной полосе (запрещено п. 8.6.). При развороте на дорогах с четырьмя и более полосами одно время вменяли нарушение п. 9.2., который, правда, в нынешней формулировке запрещает на таких дорогах выезд на встречную полосу лишь для обгона и объезда. Наконец, некоторые инспекторы пытаются обосновать, что разворот по малому радиусу противоречит п. 1.4 ПДД, который устанавливает правостороннее движение на территории России, хотя подобная трактовка подвергается критике многими автоюристами.

Как бы ни было, разворот по малому радиусу — это как минимум повод для споров с сотрудниками ГИБДД, и мы со своей стороны рекомендуем по возможности избегать такого маневра на дорогах с разделительной полосой. Особенно если разделительная широкая, ведь в этом случае вы некоторое время в самом деле будете ехать «против шерсти». И если, например, вы не успеете завершить маневр, а поперечный поток, в нарушение правил, поторопится стартануть, ситуация может стать патовой.

Читайте также:  Соло на клавиатуре серийный номер

Как доказать правоту

Часто ситуация искушает развернуться «по малому». Скажем, разделительная полоса может иметь незначительную ширину, а порой она выполнена не в виде барьера или газона, а лишь горизонтальной разметки, что делает ее плохо видимой в снегопад. Кроме того, инспекторы ГИБДД нередко проявляют излишнюю ретивость, и тормозят даже тех водителей, кто развернулся до пересечения проезжих частей (при этом они иногда нарушают запрет разворачиваться на пешеходных переходах, но на встречку все же не выезжают).

Наказание по ч.4 ст. 12.15 КоАП (незаконный выезд на встречку) — это штраф 5000 рублей или лишение прав на 4−6 месяцев, а за повторное нарушение — лишение прав без альтернатив. Определяет наказание суд, поэтому, если инспектор непреклонен, вашей задачей является собрать максимум доказательств в свою пользу и отразить позицию в протоколе. Например, если вы развернулись до перекрестка, то указывайте, что не выезжали на пересечение проезжих частей, подкрепляя свои доводы фотографиями и схемой перекрестка, из которых видно, что подобный маневр возможен. Привлекайте на свою сторону свидетелей, подчеркивайте, что не создали аварийной ситуации и помех другим участникам движения, если разметка отсутствует или плохо видима — делайте соответствующие фото.

Но все же лучше взять за правило на дорогах с разделительной полосой разворачиваться с объездом центра перекрестка, убеждаясь при этом, что никто не норовит опередить вас слева.

Последнее обновление: 25.03.2020
32 комментария

  • Разворот на перекрестке дорог с разделительной полосой. Часть 1
  • Разворот на перекрестке дорог с разделительной полосой. Часть 2
  • Разворот на перекрестке дорог с разделительной полосой. Часть 3
  • Поворот налево и разворот на перекрестках. Опасные ситуации
  • Поворот налево и разворот. Опасные ситуации вне перекрестков
  • Поворот налево на перекрестке. Часть1
  • Поворот налево на перекрестке. Часть2
  • Подъезжаем к перекрестку и поворачиваем налево

В предыдущей статье велось обсуждение возникающих опасных ситуаций при выполнении левого поворота и разворота на перекрестках дорог.

В этой статье рассмотрим несколько ситуаций, связанных с этими маневрами вне перекрестка, т.е. на дорогах, где есть возможность повернуть налево, например, заехать в дворовой проезд, или развернуться где-нибудь в удобном для этого месте.

Можно сказать, что особых, явных, опасных ситуаций при осуществлении обоих рассматриваемых маневров вне перекрестка, гораздо меньше, чем при выполнении их на перекрестке, но, как и в любой дорожной ситуации, на некоторые моменты, все же, нужно обращать внимание.

Перед началом выполнения любого маневра (в нашем случае – это поворот налево и разворот), в первую очередь необходимо убедиться, что этот маневр в данном месте Правилами не запрещен.

Сначала, вкратце о дорожных условиях, которые запрещают повернуть налево или развернуться на дороге.

Первое, на что стоит обратить внимание, повернуть налево или развернуться нельзя через сплошную линию разметки, которая разделяет встречные потоки. Значит, оба этих маневра возможны, если встречные полосы разделяются или прерывистой разметкой (чаще всего это разметка 1.5), или на дороге разметка вообще отсутствует (стерлась от времени, а может ее там никогда не наносили).

На четырехполосных дорогах (две полосы ваши, две — навстречу), где отсутствует дорожная разметка, нужно быть очень внимательным, поскольку, разметка, когда она различима, всегда перед глазами водителя, а дорожные знаки можно заметить не сразу, или вовсе не увидеть – обычно они располагаются или сбоку дороги, или над дорожным полотном.

Второе условие, которое случайно может быть проигнорировано водителями, это наличие предписывающего знака 4.1.1 «Движение прямо», установленного перед предполагаемым поворотом налево. Этот знак разрешает поворот направо во двор или на прилегающую территорию, расположенную справа, но запрещает любой поворот налево, а соответственно, и разворот.

Читайте также:  Почему настройки nvidia не сохраняются

Установленный знак 4.1.1 в начале дороги, действует до ближайшего перекрестка. Таким образом, если этот знак, например, установлен в начале дороги с разделительной полосой (любая разделительная полоса имеет технологические разрывы), то развернуться в разрыве разделительной полосы также запрещено.

Третье условие, запрещающее поворот налево, про которое водители иногда забывают, это выполнение данного маневра в месте для разворота, где установлен знак 6.3.1 «Место для разворота» или в зоне, отведенной для разворота и обозначенной знаком 6.3.2 «Зона для разворота». В местах установки указанных знаков поворот налево запрещен.

И еще два условия, которые касаются запрещающих знаков 3.18.2 «Поворот налево запрещен» и 3.19 «Разворот запрещен». Эти знаки запрещают лишь то, что на них изображено стрелками.

Т.е. знак 3.18.2 «Поворот налево запрещен» запрещает только поворот налево, разворот в месте его установки разрешается. Знак 3.19 «Разворот запрещен», соответственно, запрещает только разворот в месте его установки, а повернуть налево в этом месте разрешается, разумеется, если маневр технически возможен, т.е. есть куда съехать с дороги налево.

В дополнение к перечисленным условиям, еще нужно помнить пункт 8.11 ПДД, где перечислены места, в которых Правилами разворот запрещен в принципе.

Теперь переходим непосредственно к опасным ситуациям, которые могут возникнуть во время выполнения этих маневров на дороге вне перекрестка. Начнем с поворота налево, например, заезд с дороги налево во двор, или съезд с дороги налево на прилегающую территорию.

Готовясь к повороту налево в дворовый проезд, нельзя исключать того случая, что вас кто-то не попытается обогнать в этот момент. Если дорога впереди свободна, то этот случай очень даже возможен.

Действовать нужно так же, как и в ситуации левого поворота на нерегулируемом перекрестке с главной дороги. Не факт, что кто-то обязательно пойдет на обгон, но быть готовым к этому нужно. Особое внимание на мотоциклистов. Автомобиль заметить легче, а вот быстро приближающийся мотоцикл удается заметить не сразу.

Поэтому, перед заездом налево в дворовой проезд или перед съездом с дороги налево, сначала нужно убедиться, что никто в этот момент не обгоняет ваш автомобиль. Т.е. смотреть в зеркала заднего вида, и, если необходимо, то быстро повернуть голову и посмотреть влево назад, как говорится, для контроля. Если же заметили обгоняющего вас участника дорожного движения, то дайте ему завершить обгон, затем, поворачивайте.

Разворот в месте выезда с прилегающей территории

В таких местах дорога становиться чуть шире, и места для того, чтобы развернуться в один прием, становится немного больше, что удобно для выполнения этого маневра.Т.к. это разворот вне перекрестка, то приоритет по отношению к машинам, выезжающим с прилегающей территории, на стороне того, кто разворачивается. В этой ситуации нужно быть внимательным.

Может получиться так, что в момент вашего разворота из этого самого двора или территории, в общем, по этому проезду может выезжать другой автомобиль. Когда прилегающая территория располагается справа по движению, то проблем с приоритетом не возникает. А вот если выезд с этой территории располагается слева, т.е. разворот происходит в сторону этого выезда, то ситуация может сложиться неоднозначно. Рекомендую статью Разворот через прилегающую территорию слева.

Приоритет в этом случае будет за тем, кто разворачивается, так как выезжающий с территории на дорогу, согласно пункту 8.3 ПДД, обязан уступить всем участникам, которые по ней движутся – и пешеходам и транспортным средствам.

Опасность этой ситуации в том, что выезжающий из двора водитель может ошибочно принять маневр своего коллеги за левый поворот, т.е. за въезд во двор, а не разворот, и может поспешить выехать на дорогу, так сказать, под прикрытием «поворачивающего» и с целью освободить тому проезд. В таком случае, приоритет уже не соблюдается, и возникает риск столкновения.

Читайте также:  Из четверичной в семеричную

Если сложилась подобная ситуация, то не нужно упорствовать на своем преимуществе. Очень часто для предотвращения опасной ситуации выгоднее уступить свой приоритет. Если вы правы или имеете преимущество в движении и уступаете при этом дорогу, вы НЕ нарушаете Правила.

Разворот на светофоре

Иногда светофоры на дороге (вне перекрестка) устанавливают таким образом, что на участке дороги между ними оказывается достаточно места для того чтобы развернуться, не задев при этом пешеходный переход, если таковой имеется. Если на этом участке между светофорами нет условий, запрещающих разворот, то этот маневр должен выполняться в соответствии с пунктом 8.8 ПДД, т.е. тот водитель, который собирается развернуться, обязан уступить дорогу встречному транспорту – также как и при развороте на регулируемом перекрестке.

В процессе разворота на светофоре опасная ситуация может возникнуть, когда разворот завершается на желтый сигнал, а встречный водитель, в свою очередь, не успевая остановиться, на большой скорости въезжает на этот участок между светофорами или на желтый, или уже на загоревшийся красный сигнал. Ситуация аналогичная развороту на регулируемом перекрестке.

Завершая разворот на светофоре, нужно убедиться, что встречный транспорт остановился или готов остановиться перед светофором на запрещающий сигнал, и после этого продолжить маневр, т.е. приоритет должен быть соблюден в любом случае. По теме разворота предлагаю ознакомиться с серией статей Разворот.

Разворот в разрыве разделительной полосы (вне перекрестка)

Когда предстоит развернуться в разрыве разделительной полосы, имеется в виду, в отведенном для разворота месте (не на перекрестке) то безопасность разворота зависит, скорее, от площади места, отведенного под разворот, от загруженности данного участка дороги и интенсивности движения на нем. Опасность ситуации может быть в следующем.

На дороге с интенсивным движением иногда желающих развернуться может быть много, а длина участка в разрыве разделительной полосы, порой, может позволить свободно разместиться до 2-3-х машин. Каждый водитель желает быстрее развернуться, и, в целях обеспечить себе обзор дороги, машины выстраиваются как на рисунке ниже. В этой ситуации, выезжая на дорогу, важно не зацепить стоящего слева, так как тот может попытаться под вашим прикрытием выехать на дорогу чуть раньше перед вашей машиной.

Когда необходимо развернуться на дороге, посередине которой расположены трамвайные пути, т.е. водителю их придется пересекать, то нужно помнить, что и попутный, и встречный трамвай в данном случае имеет преимущество в движении. Поскольку в определенных случаях по попутным трамвайным рельсам движение автомобилей разрешается, то готовясь к выполнению разворота, существует вероятность столкновения с автомобилем, который уже движется по трамвайным путям.

Одна похожая ситуация была рассмотрена ранее в статье Разворот на трамвайных путях. Разворот автомобиля через трамвайные пути вне перекрестка имеет свою особенность – дуга разворота начинается с попутных рельсов, т.е. сначала нужно заехать на попутные трамвайные пути, и уже с них разворачиваться. Подробнее об этом можно прочесть в статье Выполнение разворота. Часть 1.

Приведенные здесь, в этой статье случаи, это далеко не весь перечень опасных ситуаций, возникающих во время левых поворотов и разворотов на дорогах, разумеется, их гораздо больше. Всех случаев не предусмотришь, поскольку дорожные ситуации постоянно изменяются. Поэтому – внимательность на дороге и, еще раз, внимательность.

Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 25.03.2020

Ссылка на основную публикацию
Протокол udp используется для
Чем отличается протокол TCP от UDP, простым языком Чем отличается протокол TCP от UDP, простым языком Чем отличается протокол TCP...
Программа для windows телевизор
Популярный проигрыватель для компьютера, который воспроизводит фильмы, аудио с множества телевизионных спутниковых каналов. Он проигрывает медиа в высоком качестве и...
Программа для айфона где находится человек
Современные телефоны iPhone – элегантные, многофункциональные и дорогостоящие устройства, которые пользуются высокой популярностью. И не только у покупателей, но и...
Протокол интернета версии 4 byfly
Главная Новости Рекомендации пользователям Настройка оборудования и ПО "Мультискрин" от Ростелеком Настройки маршрутизаторов для FTTB Технология FTTC (VDSL) Настройки ADSL...
Adblock detector