Современный космический корабль россии

Современный космический корабль россии

Если вы хотите узнать гораздо больше про авиационно-космические системы, включая воздушно-орбитальный самолет "Спираль", вам необходимо прочитать нашу книгу "Космические крылья" (В.Лукашевич, И.Афанасьев, "Космические крылья", М.:ООО "ЛенТа странствий", 2009. — 496с.:ил.)

На сегодняшний день — это самое полное, энциклопедическое повествование о десятках отечественных и зарубежных проектах.

Книга посвящена истории возникновения и развития первых поколений крылатых ракетно-космических систем, которые рождались на "стыке трех стихий" — авиации, ракетной техники и космонавтики — и вобрали в себя не только конструктивные особенности летательных аппаратов данных видов, но и весь ворох сопровождающих их технических и военно-политических проблем. В издании подробно рассказано о появлении воздушно-космических аппаратов — от первых самолетов с ракетными двигателями времен II Мировой войны до начала реализации программ Space Shuttle и " Энергия-Буран ".
Книга представляет интерес для широкого круга читателей, увлекающихся историей авиации и космонавтики, особенностями конструкции и неожиданными поворотами судьбы первых проектов авиационно-космических систем. Любители техники найдут в книге малоизвестные ранее подробности конструкций необычных летательных аппаратов. Те, кто интересуется историей создания и освоения новой техники, ознакомится с нюансами этого непростого процесса. Поклонники аэрокосмических систем получат массу удовольствия, а у их противников появится повод задуматься над правильностью своих убеждений!

Информационную поддержку при работе над книгой оказали такие предприятия аэрокосмического комплекса России, как НПО "Молния", НПО Машиностроения, ФГУП РСК "МиГ", ЛИИ имени М.М.Громова, ЦАГИ, а также музей Морского космического флота. Еще недавно многие материалы, вошедшие в книгу, были недоступны широкому кругу специалистов и любителей космонавтики, и публикуются впервые.

Полноцветное издание содержит 496 страниц и около 700 иллюстраций, в том числе более 80 уникальных рисунков.

Вступительная статья написана легендарной личностью нашей космонавтики — генералом В.Е.Гудилиным

Книга расcчитана на широкий круг читателей, интересующихся историей авиации и космонавтики .

Первый проект "Бурана", скопированный с американского шаттла — ОС-120 (СССР)

Советский проект атомного воздушно-космического самолета (СССР)

Новый космический корабль "Федерация" должен стать настоящим универсалом, пригодным, в отличие от предшественников, и для полётов на Луну, и для ближнего космоса. Технически он выглядит очень хорошо проработанным. Несмотря на это, есть целый ряд факторов, которые могут негативно повлиять на его судьбу.

Создать нечто новое в пилотируемой космонавтике не просто сложно, а сверхсложно. И очень рискованно. Как мы уже отмечали ранее, в США попытка заменить "Аполлоны" с "Сатурнами" на шаттлы привела к колоссальным проблемам. Майкл Гриффин, возглавлявший NASA, ещё десять лет назад отметил: "Вместо создания шаттлов стоило постепенно модернизировать "Сатурны" и "Аполлоны". Сделай мы всё это, мы бы сейчас были на Марсе". Как разобраться — нужно ли России менять проверенные "Союз" и "Прогресс" на новую "Федерацию"?

Что мы имеем

Уже много лет единственным пилотируемым космическим кораблем России — а благодаря провалу шаттлов и всего человечества — является "Союз", которому в этом году исполняется 50 лет.

В отличие от "Востока", его спускаемые аппараты при торможении в атмосфере создают определенную подъёмную силу. За счёт этого аппарат слегка планирует, а не падает камнем до раскрытия парашютов, как "Востоки". Поэтому перегрузки в нём умеренные (4g) и траекторией спуска можно в некоторой степени управлять.

Такая особенность на "Союзе" — из-за его прошлого. Корабль был задуман и спроектирован для облёта Луны. Гасить

11 километров в секунду, нужные для облёта естественного спутника Земли, сложнее первой космической, и при чисто баллистической траектории спуска перегрузки были бы не просто серьёзными, как у Гагарина, а чудовищными. После двух катастроф первых лет эксплуатации и гибели четырёх космонавтов корабль сильно модифицировали, и с 1970-х это самое надёжное и безопасное средство пилотируемых полётов.

У него отличная система аварийного спасения — когда в 1983 году ракета для корабля взорвалась на стартовом столе (как Falcon 9 не так давно), жизнь космонавтов была спасена именно ею. Не следует думать, что это что-то простое и давно отработанное. На появившихся намного позднее (и более сложных) кораблях люди при полётах в космос гибли ещё в начале этого века.

Благодаря впервые применённым на пилотируемом корабле солнечным батареям "Союз" обладал хорошей автономностью. Часто пишут, что она равна трём суткам полета, а в составе орбитальной станции до 30 суток. Однако ещё в 1970 году его "научили" летать по 17,8 суток — и это рекорд, не побитый шаттлом и держащийся до сих пор.

От плюсов перейдём к минусам. Корабль проектировался в первые годы освоения космоса и рассчитан на железных людей. Он очень мал (не более 2,72 метра в диаметре), жилое пространство менее 2,5 кубометра, что для трёх космонавтов немного. Вернуть с орбиты на нём можно сто килограммов груза. Из-за тесноты нормальные упражнения для экипажа внутри невозможны. А они в невесомости нужнее, чем на Земле. После рекордного полёта в 17,8 суток космонавты почти неделю не могли самостоятельно ходить. Запас топлива также не велик, из-за чего время работы двигателей, обеспечивающих маневрирование, ограничено — корабль может изменить свою скорость лишь на сотни метров в секунду.

Американский "Аполлон", ровесник "Союза", был больше, тяжелее и потому имел объём жилого пространства в шесть кубометров и возвращаемый груз до 240 килограммов. Его двигатели могли изменить скорость аппарата на километры в секунду. Поэтому при стыковке этих двух типов кораблей именно американский играл роли активно маневрирующего. Малые размеры "Союза" не позволяли сделать его усечённым конусом, и его аэродинамическое качество было небольшим. Управляет планированием он умеренно, поэтому отклонение при посадке — десятки километров. В то же время в атмосфере "Аполлонов" было больше кислорода, из-за чего они были довольно пожароопасны, а туалет вызвал бы отторжение и у жителя средневековой Монголии.

Нужна ли "Федерация"?

Как мы видим, "Союз" очень крепкий игрок — самый крепкий в истории. За счёт продуманной конструкции и безаварийности после модификаций (45 лет) он пережил не то что "Аполлоны", но и шаттлы. Зачем его менять и не получим ли мы в итоге менее отработанный и более аварийный корабль? Наш былой соперник в космической гонке на сходной замене потерял 14 астронавтов — больше, чем все остальные страны мира вместе взятые.

Фото: © wikimedia / SpaceX

В российском правительстве не знают, зачем надо летать в дальний космос. А в необходимости летать в космос ближний обосновано сомневаются заслуженные космонавты и инженеры. Однако в США сейчас господствуют другие мнения. Там разрабатываются сразу три новых корабля, причём "Орион" уже летал в космос в беспилотном режиме.

Некоторые из этих кораблей очень перспективны. Dragon V2 — многоразовый, рассчитан на 10 полётов до ремонта. Он может садиться не на парашютах, а используя только двигатели, управляемо, в заданное место. То есть способен самостоятельно приземляться на других планетах, что для любого другого корабля на сегодня исключено. Скажем, России для "ЭкзоМарса" к 2020 году придётся сделать отдельную несерийную посадочную платформу, которая из-за этого будет неизбежно дорогой.

Серийный Dragon V2 сможет доставить тонны оборудования на Марс и сесть на любом астероиде и многих планетах Солнечной системы. И это не абстрактная перспектива — SpaceX в ближайшие месяцы планирует запустить ракету для таких миссий, а в 2018 году — реализовать её для Марса. В принципе, ничего нового в таком подходе нет. Советский проект "Заря" должен был садиться ровно также, а Маск увёз из России не только заплесневелый учебник по космической технике. Проблема в том, что в СССР "Зарю" создать не успели, а сейчас ничего такого у нас и не планируют.

Чем будет новый российский космический корабльФото: © wikimedia.org

Понятно, что догнать "Орион" или "Дракон" по времени не получится — мы более-менее определились с обликом "Федерации" в 2013 году, под давлением уже идущей разработки этих двух кораблей. Значит, надо не промахнуться с качеством. Многоразовая "Федерация" должна иметь объём жилого пространства в 9 кубометров, что вчетверо просторнее "Союза", при экипаже в 4 человека. Автономность в полёте поднимется до 30 суток. В таком пространстве проще упражняться, и после длительного полёта космонавты смогут ходить.

Читайте также:  Занести телефон в черный список андроид

На корабле вполне можно лететь не только к МКС (версия на 14,4 тонн), но и к Луне (утяжелённая версия, 19 тонн). Благодаря диаметру в 4,4 метра его форма ближе к усечённому конусу, а значит планировать ему легче и садиться он сможет с отклонением в единицы километров от заданной точки. В отличие от "Дракона" аппарат использует для торможения парашюты — то есть сесть сможет только на Земле. Больше будет и маневренность, что весьма важно в нынешнюю эпоху, когда "Союзам" приходится уклоняться от космического мусора.

Значительным преимуществом корабля обещал стать углепластиковый корпус. Сейчас весь остальной мир проектирует корабли из металлических сплавов — например, "Орион" использует материал, некогда опробованный в системе шаттлов. Углепластик при равной прочности легче. Благодаря нему "Федерацию" планировали сделать на полтонны меньше весом, чтобы брать больше топлива или припасов. Это без преувеличения эпохальный по значимости шаг. Его важность не может преуменьшить даже то, что углепластик для макета корабля пока заказывали у немецких производителей. Однако, по последним данным, от углепластика отказались в пользу алюминиевых сплавов. Причина пока не озвучивалась.

Чем он не будет

Следует чётко понимать не только то, что может новый корабль, но и то, чего он точно не может. В текущем виде для полёта к Марсу или другим планетам "Федерация" категорически не годится. Да, в теории, собрав её на орбите воедино с какой-то конструкцией (для разгона/торможения и хранения запасов), космонавтов можно направить и на облёт Марса. Однако на практике так делать опасно. В космосе уже был один мятеж и никто не хочет его повторения.

Это моряки Колумба могли спать на палубе в страшной тесноте. Космический мятеж 1973 года случился в несопоставимо более комфортных условиях: на трёх человек имелось помещение на 352 кубометра. Внутренний объём "Федерации" — 9 кубометров. Меньше, чем у кухни хрущёвки. Рассчитан он на четырёх космонавтов, и лететь к Марсу при такой плотности размещения — мероприятие, близкое к подвигу испанцев XV века. С человеком XXI века такого лучше даже не пытаться проделывать. Если мятеж и не вспыхнет, у космонавта в состоянии стресса может просто дрогнуть рука. Базз Олдрин в своё время спас лунную экспедицию одним точным нажатием фломастера — и будь оно неудачным, мог бы её и не спасти.

Подводные камни

Размер российской экономики во много раз меньше американской и со временем этот разрыв только увеличивается. Поэтому даже несмотря на то, что "Федерация", видимо, дешевле, чем Dragon, расходы на его создание для экономики США являются меньшей нагрузкой, чем для российской.

Именно из-за экономики Федеральная космическая программа (ФКП) до 2025 года всего за пару лет была урезана с 2,4 до 1,4 триллиона рублей. В ней сейчас нет никакой сверхтяжёлой ракеты. Не разрабатывается и лунный модуль. Бесспорно, без сверхтяжёлой ракеты к Луне полететь будет сложно и рискованно. Сборка связки "Федерация" — лунный модуль на орбите требует плотного графика полётов. Срыв любого из них сдвинет временные "окна" для дальнейших и поставит под угрозу всю экспедицию (то же водородное топливо в космосе долго не хранится). Без модуля лететь тем более нельзя — сама "Федерация" на Луну никак не сядет.

В теории разработка сверхтяжа — для России задача решаемая примерно за пять лет. На практике для этого требуется финансирование. "Федерация" станет пилотируемой не ранее 2023 года. Текущая ФКП закачивается на 2025 году, на этот же срок перенесён и вопрос о создании сверхтяжа. Очевидно, сделано это в расчете на то, что тогда у страны появятся деньги. Однако из графика выше это совершенно неочевидно. Представители экономблока правительства на ближайшие годы предсказывают стране стагнацию. Судя по тому же графику (от 2008 года) — это вполне возможно.

Совершенно не факт, что тяжёлая лунная версия "Федерации" сможет полететь к Луне к началу 2030-х годов, как это пока планируется. А без такого полёта смысл в создании нового корабля неясен. Да, он заменит "Союз" в полётах к МКС. Но просто менять то, что уже работает, на то, что пока неизвестно как работает — не самое осмысленное занятие. В 2013 году Поповкин, возглавлявший тогда "Роскомос", именно этим мотивировал переделку проекта ПТК НП (ныне — "Федерация"). Как он отметил, нет смысла делать новый корабль, если у него не будет кардинально новых возможностей. То есть без Луны создание "Федерации" будет эдаким "титаническим точечным ударом" — многолетней и дорогой программой сомнительной полезности.

Наконец, не факт, что МКС вообще будет посещаться к моменту доводки нового российского корабля. Уже на конец 20-х её посещение на Западе никто не планирует. NASA предполагает активно летать к Луне и дальше. Поддерживать дорогую МКС и летать в дальний космос одновременно у него не получится. Сможет ли Россия потянуть собственную станцию — вопрос открытый. Итак, "Федерация" вполне может остаться без целей полётов и в тяжёлой, и в лёгкой модификации. Конечно, соображения престижа не дадут стране оказаться от пилотируемых полётов. Однако в этом случае разумнее экономить средства на свою станцию, чем тратить их на разработку новых кораблей.

В ожидании царя в голове

"Федерация" создана в основном для замены "Союзов" и "Прогрессов" в их полётах на околоземную орбиту. Возможность полёта к Луне в ней заложена, но судя по отсутствию работ по лунному модулю и сверхтяжёлой ракеты-носителя, реально они пока не планируются. Большая автономность корабля — задел на будущее, чтобы "в случае чего", если руководство вдруг всё же захочет лететь к Луне, такая возможность у него была. Подтверждает это и дата высадки на Луну, заявляемая, например, главой "Энергии", — 2031 год.

Любой знакомый с историей космонавтики хорошо знает — планы, которые обещают выполнить через 15 лет, не реализуются. 11 лет назад другой руководитель "Энергии" уже сообщал, что к 2015 году на Луне будет российская база. Лучшую оценку таким обещаниям дал член-корреспондент Российской академии космонавтики Андрей Ионин: "За последние 20 лет чиновники "Роскосмоса" научились блестяще писать различные бумаги и концепции, которые выглядят достаточно логичными, но при этом не имеют никакого отношения к реальности. И это свойство впоследствии позволяет совершенно спокойно корректировать сроки, суммы, всё переносить на более поздние сроки".

Пока это исчерпывающая характеристика всех пилотируемых планов российской космической отрасли. Вкладываться во что-либо у нас готовы, только если там можно рассчитывать на зарубежное партнёрство, которое оплатит часть расходов. Однако Запад так рад сотрудничать с нами в пилотируемой космонавтике, что тратит многие миллиарды долларов, лишь бы это сотрудничество как можно быстрее прекратить. Это нормально и вряд ли изменится в будущем. Самостоятельной долговременной стратегии в космосе у нас не было с советских времён. Предпосылки к её появлению пока не очевидны. Мешает этому в первую очередь то, что осмысленных целей для полёта на низкую орбиту давно уже нет — постоянное присутствие там людей не нужно и дорого. Осмысленно лететь к Луне или Марсу, где автоматы вчистую проигрывают людям. Но на практике, как мы уже отмечали, это может случиться, только если туда полетят американцы.

Однако надежда всё же есть. В западном мире активно развивается ряд программ по полётам на Луну и далее. По планам NASA, связанным с ракетой SLS и кораблем "Орион", ведётся огонь справедливой критики — как обычно, Агентство планирует всё безумно дорогим. А вот создаваемые ракета-носители Falcon Heavy и корабли Dragon V2 дорогостоящими не назвать. С ними дальние полеты для США не исключены, даже если аппетиты NASA окажутся непомерными для американского бюджета.

Дональд Трамп уже отметил, что частный космос пока выглядит осмысленнее государственного — и не исключено, что за словами последуют дела. Вероятный сценарий будущего включает беспилотные полёты чужих кораблей на Марс уже в ближайшие годы. За ними не исключён и пилотируемый полёт на Луну. Про более амбициозные планы SpaceX не стоит и говорить. В случае, если всё так и будет, престижные соображения с неизбежностью выкрутят руки людям, принимающим решения о будущем отечественной космонавтики. Тогда хоть какие-то отчётливые цели и планы появятся, наконец, и у российских пилотируемых полётов. А в таком случае пригодится и инновационная "Федерация".

Читайте также:  Что представляет собой компьютерная программа

О том, что России нужен корабль на смену «Союзам», говорили давно. В 1980-х шла работа над интересным проектом «Заря», но из-за финансовых проблем ее не довели до конца. В 2000 году РКК «Энергия» (основное предприятие по пилотируемым полетам в России) в инициативном порядке начала разработку двухразового крылатого корабля «Клипер». Работать он бы мог в основном как паром для отправки туристов на низкую орбиту. Надежды на большой пассажиропоток не оправдались, и в 2005 году Роскосмос проект зарубил. Тем временем, в США появилась амбициозная программа «Созвездие» – НАСА запланировало вернуться на Луну на новой сверхтяжелой ракете «Арес» и многоразовом корабле «Орион». В качестве весьма странного ответа Роскосмос объявил в 2009 году конкурс на создание своей Перспективной Пилотируемой Транспортной Системы (ППТС) – ракеты Русь-М и корабля нового поколения (ПТК НП). Корабль за свою схожесть с «Орионом» получил прозвище Orionsky. В настоящий момент, впрочем, проекты весьма разошлись. Когда президент США Барак Обама закрыл программу «Созвездие», вместе с ней, после окончания эскизного проекта, повисла в воздухе и ППТС. К счастью для любителей космонавтики, американский корабль «Орион» пережил свою программу. Американцы отказались от Луны, но не от дальнего космоса. На смену «Аресу» пришла новая ракета, SLS (Space Launch System), а новой целью пилотируемой программы НАСА был выбран астероид. Судьба ППТС оказалась схожей. Владимир Поповкин, возглавивший Роскосмос после Анатолия Перминова, остановил работы над ракетой Русь-М. По его мнению, весь проект ППТС не представлял для космонавтики интереса, поскольку не позволял решать новых задач. Как и в США, пилотируемый корабль выжил, но Поповкин потребовал изменить проект, чтобы придать ему смысл. Основной стала не низкоорбитальная, а лунная версия корабля. Переделка задержала работу примерно на год.

В декабре 2012-го новый технический проект корабля был готов. Экспертизу Роскосмоса и ЦНИИМаш-а он прошел летом 2013 года. В ходе этой процедуры он потерял реактивную систему спуска с орбиты, которая превратилась в простую систему обеспечения мягкой посадки. Если ранее предполагалось, что ПТК НП будет отстреливать парашют на высоте около километра и далее спускаться на двигателях, то теперь твердотопливная двигательная установка будет включаться только в 10-12 метрах от земли. Разумеется, это ухудшило точность посадки корабля.

Ранее гендиректор РКК «Энергия» Виталий Лопота несколько раз заявлял, что при достаточном финансировании первый пилотируемый полет на ПТК НП может состояться уже в 2020 году. Беспилотные испытательные пуски, по мнению Лопоты, должны начаться в 2017-2018 годах с использованием ракет «Зенит» или «Протон». 5 марта 2014 года глава Роскосмоса Олег Остапенко сказал в интервью «Российской газете», что новый корабль появится у России до 2025 года.

Новый поворот история создания ПТК НП получила на круглом столе "Исследование космоса: новые задачи, новые проекты" 8 апреля 2014 года. Замглавы Роскосмоса Денис Лысков не только воскресил низкоорбитальный орбитальный корабль, но и заявил, что для него будет разрабатываться новая ракета-носитель среднего класса. В последующих новостных заметках весной 2014 года упоминался только 6-местный корабль, т. е. именно околоземный. Напрашивается вывод о том, что теперь специалисты вновь РКК «Энергия» будут заниматься легким вариантом корабля, а не тяжелым.

27 мая о планах испытаний ПТК НП рассказал гендиректор ЦНИИМаш Александр Мильковский. Роскосмос рассчитывал, что летные испытания корабля начнутся в 2021 году. Хотя план и объем испытаний не были уточнены, известно, что в них должна быть использована ракета-носитель «Ангара-А5». По словам Мильковского, перенос срока на три года (с 2018-го) объясняется тем, что проходить лётные испытания начнёт корабль, предназначенный для полётов к Луне, а не для низких околоземных орбит. Следует отметить, что эта информация нивелирует апрельские заявления Лыскова. Позже большая часть информации, озвученной директором ЦНИИМаша, была достаточно оперативно опровергнута, однако впоследствии подтвердилась.

15 июля 2014 года президент РКК «Энергия» Виталий Лопота уточнил нынешний статус разработки нового пилотируемого корабля в беседе с корреспондентом Интерфакса. По его словам, в конце 2013 года между корпорацией и Роскосмосом был заключен контракт на разработку рабочей документации корабля на период до 2015 года. Контракт включает выпуск рабочей документации на все элементы пилотируемого корабля, в том числе отдельные приборы и агрегаты; изготовление необходимых макетов, опытных изделий и установок. В рамках контракта «Энергия» обязуется провести наземные автономные испытания изготовленной «материальной части» и отработать основные технологические процессы изготовления корабля.

Летом и осенью 2014 года в РКК «Энергия» продолжалась разработка рабочей документации по комплексу корабля, выпускались технические задания предприятиям-соисполнителям. С некоторыми из субподрядчиков были заключены договоры.

Ход разработки

Некоторые наблюдатели отмечают необъяснимый рост секретности вокруг проекта ПТК НП. Эти политические изменения затрудняют получение актуальных неофициальных новостей о проекте, в то время как официальные пресс-релизы и интервью запаздывают и не позволяют построить всестороннюю картину событий.

21 августа 2014 г. Интерфакс (закрытая лента) написал, что на разработку корабля за 10 лет планируется потратить чуть более 60 млрд рублей. Ранее представители РКК «Энергия» заявляли, что разработка ПТК НП обойдется в 6 млрд долларов (более 200 млрд рублей по курсу на 21.08.2014). В связи с этим появляются серьезные сомнения в том, что заявленный график работы не претерпит значительных и, конечно, негативных изменений.

14 ноября 2014 г. на заседании экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии заместитель руководителя ЦНИИМаш, бывший космонавт и руководитель ЦПК Сергей Крикалев заявил, что при сохранении нынешних тенденций ПТК НП никогда не будет построен. Он раскритиковал организационные проблемы в отрасли и посетовал на неоднократные переносы срока начала летных испытаний.

В декабрьском интервью газете «Известия» новый глава РКК «Энергия» Владимир Солнцев рассказал о планах использовать на ПТК НП стыковочный узел, совместимый со стыковочным узлом американского корабля «Орион». Он не исключил проведения в будущем экспериментальной стыковки двух кораблей в космосе. По всей видимости, речь идет о стыковочном узле на основе АПАС, поскольку современные американские и европейские узлы разрабатываются совместимыми с этим форматом, изначально разработанным советскими и американскими инженерами для проекта «Союз-Аполлон». «Мы с американцами обсудили и возможности освоения Луны как промежуточной платформы в программе освоения дальнего космоса», – отметил Солнцев. – «Наше видение перспектив во многом совпадает, там наверху границ не проведено, и мы будем в любом случае осваивать космос в содружестве с другими космическими державами, в том числе и США».

Некоторая сложность заключается в том, что стыковочные блоки семейства «Курс», установленные на модулях станции МКС, включая находящиеся на Земле модули МЛМ и УМ, не совместимы с андрогинно-периферийными узлами. Космический корабль, оснащенный подобным механизмом, не сможет совершать полеты к российскому сегменту МКС или к станции, состоящей из разработанных для него модулей. Единственным выходом является разработка двух модификаций корабля ПТК НП с разными стыковочными узлами.

Известно, что несколько лет назад РКК «Энергия» совместно с компанией Boeing прорабатывала проект космической станции в точке Лагранжа или на орбите Луны (презентация, pdf), однако идея не получила поддержки государственных космических агентств.

В апреле 2015 года президент РКК «Энергия» Владимир Солнцев в интервью ТАСС сказал, что для облегчения конструкции корпус корабля будет создаваться из композитных материалов, а не из алюминия, как предполагалось ранее. Можно предположить, что проект был пересмотрен в связи появлением в компании мощностей и возможностей ждя производства крупных композитных конструкций. Кроме того, Солнцев анонсировал появление нового выставочного макета на авиакосмическом салоне МАКС-2015 и изготовление двух полноразмерных макетов для летных и сертификационных испытаний в 2016 году.

За последние три месяца официальных новостей о проекте ПТК НП не было, однако на неофициальном уровне продолжалось какое-то шевеление, не внушающее особого оптимизма. Согласно различным слухам, попытка просчитать облет Луны на ПТК НП, уже прописанный в проекте Федеральной космической программы, привела к неожиданным результатам. Оказалось, что двух ракет-носителей «Ангара-А5В» для такой экспедиции не хватит (и проблема, по всей видимости, кроется в неудобстве кванта полезной нагрузки в 35 тонн). В связи с этим было принято решение максимально облегчить пилотируемый корабль, несмотря на то, что его проект был уже утвержден.

Читайте также:  Dead space фильм дата выхода

Президент РКК «Энергия» Владимир Солнцев в интервью ТАСС уже подтвердил, что для облегчения конструкции корпус корабля будет создаваться из композитных материалов. В одной бульварной газете появилась большая статья про ПТК НП. В ней приводятся его характеристики, и, если цифры соответствуют действительности, они косвенно подтверждают существенные изменения в конструкции.

Согласно газетным данным (еще раз подчеркну, что газета «Комсомольская правда» – весьма сомнительный источник), масса легкого низкоорбитального ПТК НП составит 12 т (ранее было 14,4 т), масса тяжелой модификации – 16,5 т (вместо 20 т). Количество мест в лунном варианте корабля уменьшено с 4 до 3. В более поздних статьях в других источниках вернулись сведения о том, что корабль сможет вмещать четырех космонавтов. О массе известно лишь то, что она будет ниже планировавшихся ранее 20 т. По всей видимости, ее удалось сократить до приблизительно 19 т.

В июльском сюжете на канале Россия-1 (с 57:00) журналисты сообщают, что «по оптимистичным расчетам» летный образец нового корабля может быть подготовлен к началу испытаний в 2018 году. Речь идет скорее о сбросах с самолета или вертолета, чем об испытательном запуске. 29 августа 2015 года президент РКК «Энергия» Владимир Солнцев заявил, что компания надеется построить летный образец корабля хотя и не в 2018 году, но раньше срока. «Несмотря на то что мы озвучили и согласовали первый пуск в 2021 году, для себя мы ставим задачу построить летный образец уже в 2019 году, и я думаю, что у нас все получится», – отметил он.

Описание

Корабль состоит из спускаемого аппарата (СА) и двигательного отсека (ДО). Возможность создания дополнительного бытового отсека, аналогичного такому же у кораблей серии «Союз», прорабатывалась на ранних этапах развития проекта, но ее реализация не планируется — во всяком случае, сейчас. Спускаемый аппарат является многоразовым. Он может использоваться до 10 раз в низкоорбитальном корабле и до 3 раз при полетах за пределы земной орбиты. Для удобства межполетного обслуживания СА разделяется на три части. Чтобы избежать повреждений конструкций корабля при посадке, СА оборудован твердотопливной посадочной двигательной установкой и раскладными опорами. Специально для спускаемого аппарата ПТК НП были разработаны новые виды теплозащитных материалов.

Макет корабля (фотоальбом) был продемонстрирован на авиасалоне МАКС-2013. Благодаря этому событию мы узнали несколько особенностей об интерьере ПТК НП. Обновленную панель управления планируется установить в середине салона корабля. В отличие от «Союза», управлять кораблем смогут со своих мест сразу два человека. Для санузла предусмотрен небольшой отсек за раздвижной шторкой. Амортизаторы сделают новые ложементы «Чегет», которые придут на замену «Казбекам», универсальными (на «Союзах» ложементы создаются индивидуально для каждого космонавта). К сожалению, ширина новых ложементов не позволяет вместить в салон корабля шесть мест. Поэтому ПТК НП сможет поднимать на орбиту четырех космонавтов, и только возвращать на Землю в экстренном режиме – благодаря установленным на станции дополнительным ложементам – шестерых.

Характеристики

Параметр Низкоорбитальная модификация Тяжелая модификация
Масса 14,4 тонны 19-20 тонн
Масса спускаемого аппарата 9 тонн 9 тонн
Экипаж 4 человека (до 6 при возврате) 4 человека
Возвращаемый груз до 500 кг до 100 кг
Объем кабины 18 м 3 18 м 3
Продолжительность автономного полета 30 сут. 30 сут.
Продолжительность полета в составе станции 365 сут. 180 сут.
Перегрузка при посадке 3g 3g
Точность приземления 5 км (возможно: больше) 5 км (возможно: больше)
Ресурс до 10 полетов до 3 долговременных полетов или 10 кратковременных

Программа летных испытаний и предполагаемый план эксплуатации

Первый проект Федеральной космической программы на 2016-2025 годы, выдержки из которого были опубликованы в сентябре 2014 года, включал всего пять полетов корабля нового поколения. На первом этапе летных испытаний предполагалось запускать низкоорбитальную модификацию ПТК НП в автоматическом варианте при помощи ракеты-носителя «Ангара-А5» или ее пилотируемой версии «Амур» к МКС. Всего было запланировано по одному полету в 2021, 2022 и 2023 году. Запуск экипажа на станцию планировался на 2024 год. На втором этапе, который начинается 2025 году, летные испытания должна была проходить тяжелая версия корабля. Единственный вошедший в проект ФКП полет 20-тонного беспилотного корабля планировалось совершить по траектории облета Луны без выхода на орбиту. В ходе миссии предполагалось использовать одну ракета «Амур» для вывода на орбиту ПТК НП и одну «Ангару-А5» с разгонным блоком семейства «ДМ» производства РКК «Энергия». Дальнейшие планы использования ПТК НП не были описаны в документах, обязательных к исполнению, однако ведущие организации космической отрасли и РАН подготовили предложения по использованию корабля в рамках «лунной программы». Эта программа, разработанная при ведущем участии Института космических исследований РАН, предполагает пилотируемые полеты в окололунной пространство в 2028-2030 годах и кратковременные высадки на поверхность спутника Земли в 2030-х годах. В рамках предложений рассматривалась возможность осуществить несколько полетов корабля после в 2025 года, как с использованием сверхтяжелой ракеты, так и без нее. Первой миссией, не описанной в ФКП, должен был стать пилотируемый облет Луны. Остальные миссии усложняются по нарастающей, причем последняя из них – «подхват» образцов грунта с взлетно-посадочной платформы и доставка их на Землю. Экспедиция такого типа предполагает, что на Луну заранее будет отправлена многоразовая платформа (Луна-Грунт-2), а на орбиту спутника, кроме ПТК НП, дополнительная ракета доставит топливный модуль. Космонавты отработают стыковку на орбите Луны с посадочным модулем и его дозаправку для повторной посадки. Для высадки людей на Луну останется всего лишь доработать этот посадочный аппарат.

После смены руководства Роскосмоса все планы на ближайшее десятилетие подверглись пересмотру. Новый проект Федеральной космической программы еще не готов, однако уже известно, что финансироваться работа по созданию сверхтяжелого носителя в нем не будет. Проект ПТК НП не предполагается закрывать, и сроки его реализации, согласно заявлениям главы Научно-техического совета Роскосмоса и ОРКК Юрия Коптева, остались неизменными. Для испытаний корабля без космонавтов на борту будет использоваться ракета «Ангара-А5». Не ранее 2024 года должна появиться утяжеленная версия ракеты «Ангара-А5В» с большой водородной верхней ступенью, способная выводить до 34-38 тонн на низкую орбиту Земли. Использование этой ракеты, разработанной специально для пилотируемой программы, позволит осуществить облет Луны на ПТК НП при помощи двух пусков. Для высадки на поверхность земного спутника потребуется четыре пуска «Ангары-А5В». Пилотируемая экспедиция за пределы околоземной орбиты может быть осуществлена в 2025 году, высадка на поверхность Луны, по предположению Юрия Коптева, может состояться в 2028-2029 году.

По проекту Федеральной космической программы на 2016-2025 годы, первый беспилотный полет легкого корабля на ракете-носителе «Ангара-А5» запланирован на 2021 год. В 2022 году ПТК НП в автоматическом режиме долетит до МКС. В 2024 году полет к МКС будет повторен в пилотируемом режиме на утяжеленной ракете «Ангара-А5В», а в 2025 году корабль с использованием двух ракет «Ангара-А5В» и тяжелого кислородно-водородного буксира должен будет облететь Луну. 6 августа 2015 года дату начала летных испытаний ПТК НП подтвердил замглавы Роскосмоса Сергей Савельев. Интерфакс приводит его слова о текущем статусе разработки: «Научно-технический совет Роскосмоса рекомендовал перейти к стадии выпуска конструкторской документации и экспериментальной отработки». Между тем, проект перешел на стадию создания рабочей документации уже давно, после заключения соответствующего контракта между Федеральным космическим агентством и РКК «Энергия» в 2013 году.

Всего на пилотируемую программу, включая поддержание и развитие МКС, создание пилотируемой «Ангары-А5» и утяжеленной «Ангары-А5В», разработку ПТК НП и его испытания предполагается потратить до конца 2025 года 690 млрд рублей.

Дата последнего обновления: 30 марта 2016 года

Ссылка на основную публикацию
Сколько рублей получают ютуберы
Видеохостинг YouTube — не только развлекательная площадка, но и хороший источник дохода. Тысячи пользователей выкладывают ролики, пытаясь привлечь внимание аудитории....
Самый дорогой самсунг 2018
Samsung / Самсунг - южнокорейская компания, ведущий производитель смартфонов в мире. В первом квартале 2018 года доля Самсунг на мировом...
Самый лучший smart tv
Ежегодные обновления телевизионных технологий делают телевизоры уже больше, чем обычным экраном для демонстрации каналов. Растет популярность функции Smart TV, которая...
Сколько света мотает компьютер
Выбирая комплектующие для персонального компьютера (ПК) обычно обращают внимание на производительность и объем памяти, порой забывая о том, сколько же...
Adblock detector